Вход по Email-адресу

Вход через социальные системы

Вы можете авторизоваться на сайте через следующие системы:

YandexGoogleVkontakteMailru

22.09.2017 «Ансат» приходит на смену Ми-2

Автор: Игорь Короткин

Внедрение новой авиационной техники всегда является сложным и кропотливым процессом. Стимул к массовому появлению новых вертолетов может дать высокий спрос на машины нового класса или поддержка закупок со стороны государства. Такова в свое время была ситуация в СССР, когда новые модели вертолетов внедрялись сначала для военного применения, а затем появлялись в народном хозяйстве, при этом востребованность новой техники была высока, что обеспечивало беспрецедентные поставки. К примеру, самым массовым в своем классе в стране стал вертолет Ми-2, выпущенный количеством порядка 5500 единиц. Такие вертолеты применялись, в частности, для обучения пилотированию, несли службу в ВВС, активно применялись для перевозок и при выполнении сельскохозяйственных и авиа-медицинских работ. Высочайшую репутацию Ми-2 получил в вертолетном спорте.

Сегодня, когда парк вертолетов Ми-2 морально и физически устарел, возникла необходимость внедрения новой техники. Простым, казалось бы, шагом является приобретение иностранных вертолетов, но в условиях санкций и политики импортозамещения подобные закупки, тем более за счет средств бюджета, могут вызвать вопросы. К счастью, отечественное вертолетостроение смогло подготовить достойную замену «пенсионеру» Ми-2 – новый многоцелевой двухдвигательный вертолет «Ансат» производства и разработки Казанского вертолетного завода холдинга «Вертолеты России». Новый вертолет готов полностью заменить Ми-2 во всех основных сферах применения и, что не удивительно, значительно превосходит своего предшественника по своим летным характеристикам, экономичности, безопасности и эффективности применения. Примечательно, что сейчас «Ансат» повторяет путь своего легендарного предшественника, демонстрируя свои высокие возможности в военном применении, санитарной авиации и вертолетном спорте.

Впервые новый вертолет в версии «Ансат-У» стал поступать для обучения военных летчиков. Первым новые машины получил Сызранский филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (СВВАУЛ). Очень быстро военные летчики отметили удобство нового вертолета:

«Ансат используется как вертолет для первоначального обучения пилотированию в военных училищах, и курсанты хорошо его осваивают, – комментирует Руслан Мифтахов, в прошлом курсант СВВАУЛ, а ныне коммерческий пилот с общим налетом более 1150 часов. – После обучения на «Ансате» пилоты не имеют проблем в освоении новых типов вертолетов».

 

За свою карьеру Руслан Мифтахов  освоил вертолеты Ми-2, Ми-24, Robinson R44 и «Ансат». По его мнению, «Ансат» является более чем достойной заменой вертолету Ми-2.

Вслед за военной версией, в 2015 году была представлена и сертифицирована в России гражданская версия вертолета «Ансат», отличающаяся традиционной гидромеханической системой управления в отличие от специфической электродистанционной у военной машины. Коммерческий вариант соответствует всем основным требованиям по летным характеристикам и безопасности, которые предъявляются к современным вертолетам. Поставки вертолетов «Ансат» операторам вертолетной техники уже начались, и пилоты смогли по достоинству оценить возможности новой машины:

«Ансат» – компактная, мощная машина, удобная и комфортная в технике пилотирования, имеет хорошие аэродинамические характеристики, – говорит Андрей Хорошайло, профессиональный пилот с общим налетом более 2650 часов. – Опытный пилот не будет иметь никаких сложностей в переучивании на этот тип вертолета».

Кроме того, пилоты отмечают современное оснащение машины, которое находится на уровне лучших мировых аналогов:

«Приборное оборудование «Ансата» сделано очень удобно и имеет систему индикации –  показывает все «отказы» и облегчает жизнь пилоту, – рассказывает Руслан Мифтахов. – Подобным оборудованием оснащены иностранные вертолеты, такие как AW109 и AW139, имеющие куда более высокую стоимость».

Помимо удобства пилотирования, такие конструкторские решения напрямую связаны с безопасностью применения вертолета, что особенно важно при условии выполнения авиационных работ в городах и населенных пунктов.

Серьезным драйвером, обеспечивающим внедрение нового вертолета «Ансат» на российском рынке, является государственная программа «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации», акцентирующая беспрецедентное внимание теме развития санитарной авиации в стране. Согласно этой программе, медицинские вертолеты «Ансат» будут поставляться в регионы России наряду с привычными машинами типа Ми-8/17 с медицинскими модулями. «Ансат» имеет куда более гибкие возможности применения в сравнении с «восьмерками», так как способен применяться в городских условиях и садиться на небольшие площадки, имея вместе с тем высокую экономичность. При этом «Ансат» располагает всеми шансами стать основной российской «воздушной скорой помощью»:

«Ансат» с медицинским модулем является первым российским серийным сертифицированным вертолетом, ориентированным на оказание экстренной медицинской помощи, – утверждает заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» по маркетингу и развитию бизнеса Александр Щербинин. – Благодаря новейшему оборудованию и своим летным характеристикам он может использоваться для оказания помощи пострадавшим в местности со сложным рельефом, в отдаленных районах со сложной транспортной доступностью».

По сравнению с вертолетом Ми-2, который ранее применялся для выполнения санитарных полетов, «Ансат» является не просто шагом, а грандиозным скачком вперед благодаря оснащению специализированным медицинским модулем производства Казанского агрегатного завода. Тогда как Ми-2 способен лишь обеспечивать транспортировку пострадавшего на носилках в сопровождении врача, чья работа в полете ограничена, медицинский модуль «Ансата» обеспечивает возможность оказания первой медицинской, врачебной и экстренной медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия и подготовку их к транспортировке в базовые учреждения здравоохранения, позволяет поддерживать жизненные функции организма пострадавшего и оказывать ему полный спектр реанимационных процедур в полете. Это дает возможность начать помощь пациенту в рамках «золотого часа» после происшествия, когда дорога каждая минута.

Первый вертолет «Ансат» с медицинским модулем поступил Министерству здравоохранения Республики Татарстан в конце 2016 года. Вертолет применяется на базе Республиканской клинической больницы в качестве средства для экстренной медицинской эвакуации и транспортировки пострадавших.

Руководитель Республиканского центра медицины катастроф и главный внештатный специалист Минздрава Республики Татарстан по медицине катастроф Ирина Исаева рассказала, что после ввода вертолета в работу возможности медиков по оказанию экстренной медицинской помощи значительно увеличились, при этом применение медицинских вертолетов особенно важно в случае оказания помощи грудным детям.

Это подтверждается опытом Волгоградской области, где «Ансат» с медицинским модулем начал работать с июня этого года: по сообщению пресс-службы администрации региона, из 100 выполненных на начало сентября полетов 20 вылетов было совершено к детям. Что касается взрослых пациентов, то как отмечают в региональном комитете здравоохранения, самый частый диагноз транспортированных с помощью санитарной авиации — острый коронарный синдромом, на втором месте — травмы и ожоги, на третьем — инсульты. Своевременное оказание медицинской помощи пациентам в этих случаях, как и пострадавшим ДТП, позволяет увеличить шансы на выздоровление на 75%.

Всего по заключенным контрактам в этом году в регионы должно быть поставлено 10 вертолетов «Ансат» с медицинским модулем. Уже августе этого года такой вертолет был поставлен в Курганскую область. Как пояснил директор Курганского областного центра медицины катастроф Александр Шумаев, «Ансат» хорошо подходит для нужд региона по своим характеристикам, он может развивать максимальную скорость до 275 км/ч и совершать перелет на расстояния свыше 500 км.

По словам председателя Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации Игоря Потапова, администрации региона ожидает получение санитарного вертолета «Ансат» 25 сентября, а сейчас в регионе активно ведется подготовка новых посадочных площадок.

Поставки вертолетов «Ансат» с медицинским модулем планируется значительно нарастить с последующие годы, обеспечив потребность регионов в вертолетах санитарной авиации. Уже сейчас медики тесно взаимодействуют с Казанским вертолетным заводом и Казанским агрегатным заводом в целях улучшения оснащения медицинских вертолетов. Не стоит на месте и развитие самой машины:

«Работа над модернизацией вертолета «Ансат» не прекращается, – говорит генеральный директор Казанского вертолетного завода Вадим Лигай. – В настоящее время мы готовы предложить заказчику практически все возможные варианты вертолета «Ансат» для коммерческой эксплуатации. Благодаря росту ресурсных показателей и упрощению регламента «Ансат» становится все более привлекательным для рынка».

Производство вертолетов Ми-2 было прекращено в далеком 1992 году, из всего числа выпущенных машин в летном состоянии находится не более двух сотен и, как отмечается на ежегодной международной конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» в рамках выставки HeliRussia, это число постоянно сокращается. Незначительное число вертолетов Ми-2 ремонтируется из имеющегося в наличии ремонтного фонда, но даже учитывая сложности этого процесса (Ми-2 выпускались на заводе PZL на территории современной Польши и практически не обеспечены запчастями), эта работа едва ли способна хоть как-то обеспечить потребность России в вертолетах этого класса. В этой связи наращивание выпуска современных и безопасных вертолетов «Ансат» можно только приветствовать.

Следует отметить, что, как и Ми-2 в свое время, «Ансат» уже успех хорошо зарекомендовать себя в вертолетном спорте. Так, экипаж на вертолете «Ансат» одержал победу во время вертолетной гонки на «Кубок КБ Миля» в 2014 года по маршруту Москва-Геленджик, «Ансат» достойно показал себя в «вертолетном триатлоне» в 2015 году.

Вертолеты российского производства всегда были востребованы не только в России, но и за ее пределами. Уже сейчас холдингом «Вертолеты России» подписан ряд контрактов с операторами из КНР на поставку вертолетов «Ансат» в 2017-2018 годах: один «Ансат» в медицинской комплектации получит компания Jiangsu Baoli, пять аналогичных вертолетов будет поставлено компании United Helicopters International Group, «Красный Крест Пекина» получит два легких вертолета «Ансат» с медицинским модулем. По словам вице-премьера Российской Федерации Дмитрия Рогозина, «Ансат» обладает огромной энерговооруженностью и будет востребован зарубежными партнерами России.


Картинки кликабельны


Комментарии (0)