Вход по Email-адресу

Вход через социальные системы

Вы можете авторизоваться на сайте через следующие системы:

YandexGoogleVkontakteMailru

18.01.2011 7 мифов о воздушной медицине

Автор: Владимир Орлов, Герман Спирин
Санитарный вертолет Санитарный вертолет

Журнал «Вертолетная индустрия» посвятил воздушной медицине несколько публикаций. Пару лет назад вышел материал о британском опыте организации службы вертолетной скорой помощи, чуть позже – статья Алана Норриса об операторе HEMS в штате Техас и, наконец, наш собственный репортаж о работе спасательной вертолетной службы Центра экстренной медицинской помощи (ЦЭМП) МЧС РФ в Москве. Однако даже для профессионалов – медиков, спасателей и вертолетчиков – воздушная медицина остается предметом малознакомым. Мало того, представления об этом предмете специалистов и чиновников, кому, возможно, в ближайшем будущем придется определять облик российской воздушной медицины, скроены из набора мифов, заблуждений и откровенных пробелов.

Достаточно вспомнить состоявшуюся ровно год назад презентацию новой инфраструктуры обеспечения безопасности автомобильных дорог с использованием вертолетов с подписанием соглашения между МЧС РФ и ОАО «Вертолеты России». К сожалению, участники этого мероприятия – тогдашний гендиректор вертолетного холдинга Андрей Шибитов, начальник авиации МЧС РФ Рафаиль Закиров и детский врач Леонид Рошаль – не были готовы ответить ни на вопросы о структуре службы, ни о принципах взаимодействия медиков и МЧС, ни о том, как будет происходить подготовка кадров. Предполагается, что поставка необходимого количества вертолетов сама собой решит дело, а потом уже будут отработаны недостающие процедуры.

Мы считаем, что в отношении воздушной медицины сложился целый ряд неправильных представлений, которые настала пора развеять, правда в качестве примера мы приведем опыт американских операторов. Трудно о чем-то судить, отталкиваясь от единственного стоящего на дежурстве центроспасовского Bo-105. А вот размеры системы вертолетной скорой помощи, созданной за океаном за последние 30 лет, по-настоящему поражают. И пожалуй, главный миф, который мы оставим вне списка, что воздушная медицина – это строго государственная прерогатива и частным компаниям это невозможно ни доверить, ни потянуть финансово. В США операторы HEMS (Helicopter Emergency Medical Service) – вертолетной службы скорой помощи – частные компании. Есть контракты, привязанные к обслуживанию конкретных госпиталей – Hospital-Based Services (HBS), а также независимые операционные соглашения в рамках Community-Based Services (CBS). С точки зрения бизнес-модели есть исключения, когда оператор полностью находится на балансе попечительского совета нескольких госпиталей и извлечение прибыли не является целью его деятельности. Большинство же компаний оказывают услуги по традиционной контрактной схеме.

Миф первый: использование вертолетов обусловлено правилом «золотого часа»

Действительно, когда медицинский транспорт обслуживает политиков и VIP-персон, все немедленно вспоминают о скоростном аспекте – способности медицинских вертолетов перевозить больных с травмами в пределах так называемого «золотого часа». Но этот принцип не является определяющим. Хотя скорость и имеет решающее значение, но реальная ценность медицинских вертолетов заключается в способности обеспечить больший радиус действия для высококлассных медиков и доступность сложного специального оборудования. Если санитарные машины дают возможность медикам действовать в пределах 10 км от лечебного учреждения, то вертолет – до 150, не увеличивая при этом время прибытия на место. Это, по мнению американских медиков, и есть самый ценный параметр медицинской вертолетной авиации.

Миф второй: использование вертолетов слишком дорого для медицины

Подтверждением этого суждения могут служить многие примеры по обе стороны океана. Мы писали о планах урезать воздушную помощь в Великобритании из-за тяжкого бремени по содержанию вертолетов и персонала (одна неотложка – 2 млн фунтов в год). Кстати, этого не случилось. Вместе с тем сильно раскритикованная американская страховая медицина прекрасно справилась с вертолетным обеспечением, предоставив специализированным вертолетным операторам огромный фронт работ.  

Миф третий: вертолетная служба медицинской помощи – негодный бизнес

Никто не знает о HEMS больше, чем американский оператор Air Methods, который уже 30 лет работает в этой области. Скромно начав с одного Bell LongRanger, компания из Колорадо превратилась в крупнейшего медицинского оператора США. Сейчас ее авиационный парк насчитывает 305 вертолетов (и 12 самолетов), работающих в 43 штатах. Имея в своем распоряжении примерно 40% коммерческого флота медицинской авиации в США, Air Methods оказывает огромное влияние на один из основных секторов вертолетной отрасли.

Сегодня в Air Methods насчитывается более 3000 человек персонала, обеспечивающих по всей стране 125 больничных и 113 корпоративных баз. Общий налет компании в 2009 году составил 129 143 ч, из них 99 249 – на транспортировку пациентов.

Миф четвертый: этот вид вертолетных услуг не позволяет много зарабатывать

О HEMS можно сказать, что это один из самых стабильных и надежных видов заработка для вертолетных компаний. Кое-кому удается больше, чем остальным. Общий доход той же компании Air Methods в 2009 году составил $510 млн, что немногим ниже, чем в 2008-м из-за снижения числа полетов. Но все равно резкий рост за последние 15 лет (в 1995 году она имела лишь $25 млн дохода) отражает расширение сектора медицинских вертолетных перевозок в целом. Стоит добавить, что вертолетчики нигде не хотят так работать, как в экстренной медицине. Люди идут к этой работе всю свою летную карьеру. А там стабильная загрузка, высокие зарплаты и страховка.

Миф пятый: воздушная медицина – это экстремальная работа для пилотов

В работе HEMS нет экстрима спасательных служб и даже сколько-нибудь близкого уровня риска компаний, использующих вертолеты в хозяйственных целях, при монтажных работах и пожаротушении. Напротив, это очень простая работа для опытных пилотов. В штате HEMS-операторов пилоты составляют чуть более трети сотрудников компании. В основном они приходят в компании после службы в армии, однако сейчас вакансии пилотов замещают все больше специально подготовленных гражданских летчиков. Общие требования к пилотам: иметь как минимум 2000 ч общего налета по правилам визуальных полетов и 2500 ч налета по приборам. Новые пилоты также проходят курсы обучения на местных базах вертолетных операторов.

Миф шестой: для поддержания вертолетных медслужб нужен парк медицинских вертолетов

Американские HEMS-операторы используют около 30 моделей вертолетов, причем 40% составляют однодвигательные машины. Хитами являются AS350, Bell 407 и EC 135.

Предпочтение все больше отдается однодвигательным вертолетам, в основном по причине экономической эффективности. При работе с больницами большое внимание уделяется контролю за расходами, поэтому использование вертолетов с одним двигателем делает операторов более конкурентоспособными.

Значительно улучшить возможности одномоторных вертолетов позволило оснащение их кабин новым оборудованием. Сейчас ведутся работы по оснащению AS350 и Bell 407 авионикой Garmin G500. Обычно американцы закупают до сотни новых вертолетов в год. Сейчас старые вертолеты в основном заменяются на Eurocopter EC 130, AS350, а также Bell 407, в частности для корпоративных программ. Однако компании не отказываются работать с любыми типами вертолетов, если их возможности удовлетворяют требованиям миссий.

Миф седьмой: чтобы выжить, операторам нужна глубокая диверсификация бизнеса

Санитарные операторы не отказываются от других видов бизнеса, но, как показывает практика в США, речь идет об альтернативе, а не о разнообразии вертолетных услуг. Компании занимаются ремонтом и переоборудованием собственной и клиентской техники, даже продают ремонтные двигатели.

На этот рынок нелегко пробиться, и он требует определенного уровня от компании. Поэтому HEMS-операторы предпочитают видеть себя в качестве медицинских компаний, экспертами в области авиации. Большинство таких компаний не распыляются на другие области применения вертолетов – их внимание остается на медицинской сфере.

Усилия компаний обращены на выстраивание отношений с больницами. Это делается не только ради сохранения больничных программ, но и для того, чтобы медицинские центры, решившие работать на рынке воздушных медицинских операций, получили большие конкурентные преимущества, ведь контракт с вертолетчиками – дополнительные преференции и деньги для медиков, однако большая часть этих поступлений тут же уходит на недешевые услуги вертолетной службы.


Комментарии (0)


Видео