Вход по Email-адресу

Вход через социальные системы

Вы можете авторизоваться на сайте через следующие системы:

YandexGoogleVkontakteMailru

05.06.2011 Вертолетное обозрение – Май 2011. Коротко о главном в индустрии вертолетов

Автор: Александр Полищук

Коротко о главном в индустрии вертолетов

Традиционно для российской вертолетной индустрии прошлый месяц стал одним из важнейших в году. Вот уже четвертый раз подряд именно в мае прошла международная вертолетная выставка «HeliRussia». Поэтому неудивительно, что значительная часть нашего обзора будет связана именно с этим знаковым событием, которое является ключевым элементом общей маркетинговой стратегии российского вертолетостроения.

Авиасалоны и выставки

Итак, в период с 19 по 21 мая 2011 года в Москве прошла четвертая международная выставка вертолетной индустрии «HeliRussia 2011». В этом году сохранялась тенденция к увеличению масштабов этого мероприятия, прежде всего по  количеству участников. В выставке приняли участие 161 (+5) компания из 17 (+3) стран мира: России, Украины, США, Великобритании, Франции, Швейцарии, Швеции, Италии, Испании, Германии,  Канады, Колумбии, Польши, Норвегии, Беларуси, Литвы и Латвии.

В выставочном центре "Крокус Экспо" на экспозиции «HeliRussia 2011» общей площадью 10 750 кв. м. была представлена продукция 121 российской и 40 зарубежных компаний. Среди них: разработчики и производители вертолетов, вертолетных тренажеров, комплектующих изделий, салонов и спецоборудования для вертолетной техники. Ознакомиться с их продукцией пришли более 7 тыс. посетителей.

В павильонах и на стационарных стоянках было представлено 15 российских и иностранных вертолетов. Главными фигурантами российской экспозиции стали:

  • опытный образец нового среднего вертолета Ми-38, оборудованный турбовальными двигателями XPW127/5 производства Pratt&Whitney Canada и современным комплексом авионики ИБКО-38 производства «Транзас»;
  • легкий вертолет с соосной схемой расположения несущих винтов Ка-226Т, оснащенный двумя ГТД Arrius 2G производства Turbomeca и отечественным редуктором ВР-226Н;
  • многоцелевой спасательный вертолет Ка-32А11ВС, оснащенный водяной пушкой для горизонтального пожаротушения;
  • легкий двухместный вертолет сосной схемы «Беркут», созданный одноименным ООО. Первый полет должен состояться через месяц.

Интересные разработки были представлены производителями автожиров на совместном стенде ООО «АвтоГиро Руссланд» и компании «ГиРос». Среди них: Cavalon, МТОsport, Гирос 1 и Гирос 2, а также легкий «Барсик».

В ходе торжественной церемонии открытия выставки генеральный директор ОАО «Вертолеты России» Дмитрий Петров заявил об успешном завершении процесса консолидации российской вертолетостроительной отрасли, что привело к увеличению количества заказов и возрастанию производства в целом. По его словам, на сегодня холдинг имеет заказы на производство около 1500 вертолетов и намерен в 2012 году выйти на выпуск около 300 вертолетов в год.

В прошлом году «Вертолетами России» было произведено 214 вертолетов, в 2011 году будет построено 267, а в 2012 году – свыше 300 вертолетов. Кроме того, в текущем году холдинг изготовит 100 вертолетов по заказу Вооруженных сил РФ. Вплоть до 2020 года «Вертолеты России» планируют ежегодно выпускать не менее 120 винтокрылых машин для российской армии.

Также Д.Петров сообщил о планах переезда конструкторских бюро МВЗ им. Миля и ОАО «Камов» на территорию единого национального центра вертолетостроения в Томилино Люберецкого района Московской области. Кроме того, на август запланировано открытие в этом же поселке производственного комплекса по сборке вертолетов AW139.

По итогам выставки «Вертолеты России» подписали ряд важных соглашений:

  • с компанией Turbomeca (Франция) – контракт на поставку 40 двигателей Ardiden 3G для вертолета Ka-62;
  • с авиакомпанией "ЮТэйр" – соглашение на поставку 10 вертолетов Ми-34С1. Начало поставки ожидается в 2012 году;
  • с компанией «ВЭБ-Лизинг» – соглашение о предоставление лизинговых услуг латиноамериканским компаниям, желающим приобрести российские вертолеты.

В ходе «HeliRussia 2011» компания Eurocopter показала вертолет EC135, на котором впервые установлена российская авионика, произведенная российской компанией «Транзас». Также представители Eurocopter вручили авиакомпании «ЮТэйр» сертификат соответствия, благодаря которому Центр подготовки персонала авиакомпании в Тюмени сможет проводить обучение летно-технического состава для вертолетов Eurocopter.

Другой европейский производитель – AgustaWestland – представил на своей экспозиции вертолет AW139, который в скором времени будет собираться в России. Также был подписан контракт на поставку двух AW139 российской компании Exclases Holdings (эксклюзивный дистрибьютор AgustaWestland в России и странах СНГ).

Швейцарская компания Marenco Swisshelicopter показала полноразмерный макет своего легкого вертолета SKY SH09, что стало первой европейской презентацией этой интересной модели. Также на «HeliRussia 2011» впервые в России экспонировался вертолет R66 производства Robinson Helicopter (США). Хотя он еще не прошел российскую сертификацию, у него уже есть покупатель – компания Uralhelicom.

Впервые в российской выставке участвовала американская компания Sikorsky Aircraft, которая заявила о решении продвигать свои модели S-76D, S-92 и S-434 на вертолетный рынок России.

Традиционно в повестку дня «HeliRussia» был включен целый ряд конференций и круглых столов. Наиболее важными среди них были:

  • конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы», организованная Ассоциацией Вертолетной Индустрии и агентством «АвиаПорт» при участии экспертов Международной вертолетной ассоциации (HAI);
  • круглый стол «Вопросы использования альтернативных топлив пропан-бутанового ряда на вертолетах и других воздушных судах», проводился Экспертным советом по актуальным научно-техническим и социально-экономическим проблемам при вице-спикере Госдумы РФ совместно с ЦАГИ, ГосНИИ ГА и «Интеравиагазом».
  • круглый стол «Тренажерные технологии – резерв повышения безопасности полетов», который собрал для активной дискуссии около 130 специалистов и представителей производителей авиационных тренажеров, сертифицирующих организаций, эксплуатантов и отраслевых СМИ;

Кроме того, в ходе «HeliRussia 2011» были подведены итоги конкурса «Вертолеты XXI века», фотоконкурса «Красота винтокрылых машин» и первого международного журналистского конкурса на лучшую публикацию по вертолетной тематике.

Новые рекорды и достижения

Знаковым событием мая стал новый рекорд скорости, который был установлен опытным образцом скоростного гибридного вертолета Eurocopter X3. 12 мая 2011 г. прототип Х3 достиг скорости 430 км/час в горизонтальном полете.

Необходимо отметить, что последним временем Россия также уделяет повышенное внимание вопросу разработки скоростного вертолета нового поколения. По словам замминистра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, в текущем году на эти цели выделяется 400 млн. руб., в 2012-ом – 700 млн. руб., а в 2013-ом – 2,5 млрд. руб.
В настоящий момент правительство паритетно финансирует работы МВЗ им. Миля и «Камова» по созданию перспективного скоростного вертолета. В конце 2012 года будет выбрана одна платформа, которая получит дальнейшее финансирование.

В мае этого года команда инженеров-энтузиастов, состоящая из 50 студентов Технической школы Джеймса Кларка при Университете штата Мэриленд (США), достигла успехов в разработке вертолета, приводимого в движение силой мышц человека. В ходе испытаний этого необычного летательного аппарата, который получил название Gamera, 24-летняя выпускница университета Джуди Векслер сумела оторваться от земли на несколько дюймов и провисеть в воздухе 4 секунды, установив своеобразный рекорд.

Перспективные разработки

7 мая 2011 г. в Вэйфане (провинция Шаньдун, Восточный Китай) выполнил первый демонстрационный полет самый большой китайский БПЛА вертолетного типа V750 производства аэрокосмической компании «Тяньсян». Максимальная взлетная масса аппарата, который может нести до 80 кг полезной нагрузки, составляет 757 кг. Продолжительность полета при крейсерской скорости 160 км/ч – около 4 часов.

В мае этого года турецкая компания Turkish Aerospace Industries (TAI) заявила о намерениях создать новый легкий двухмоторный вертолет для гражданского и военного применения. Новая машина будет предназначена для замены устаревших вертолетов UH-1 производства Bell Helicopter, а также для выполнения учебно-тренировочных задач.

В ходе ежегодного симпозиума американской военно-морской вертолетной ассоциации (проходил 9-12 мая 2011 года в Сан-Диего) Управление перспективных разработок ВМС США представило новую оптико-электронную систему целеуказания Low-Cost Imaging Terminal Seeker, устанавливаемую на MH-60 и AH-1 Cobra. Система позволяет увеличить эффективность боевого применения вертолетов морского базирования.

Компания Sikorsky Innovations (подразделение Sikorsky Aircraft) закончила тестирование новейшей системы активного ротора с управляемыми закрылками, которые позволяют снизить уровень вибрации и акустической эмиссии. Проект разрабатывается совместно с Управлением прикладных авиационных технологий Сухопутных войск США.

Американская компания SA Photonics представила цифровую систему ночного видения высокого разрешения (HRNVS) с углом обзора 82,5 градуса, что вдвое превосходит ее аналоги – ANVIS и PNVG. В то же время система HRNVS характеризуется сниженным «периферийным помрачнением», отсутствием гало-эффекта и искажений проецирования.

Военные контракты и поставки

20 мая 2011 г. холдинг «Вертолеты России» поставил в Перу первую партию из трех транспортных вертолетов Ми-171Ш. В соответствии с пописанным 23 июля 2010 г. соглашением, российская сторона должна передать Перу всего восемь вертолетов (шесть Ми-171Ш и два Ми-35) на общую сумму $107,9 млн.

Также в мае этого года объявлено о подписании компанией «Рособоронэкспорт» и Командованием Сухопутных войск США контракта на поставку 21 вертолета Ми-17 для силовых структур Афганистана. Сумма сделки – $367,5 млн. Начало поставок запланировано на октябрь 2011 года, а завершение – на конец 2012 года.

Другие важные события в сфере военных поставок:

  • Компания Boeing сообщила о завершении поставок модернизированных военно-транспортных вертолетов MH-47G Chinook Командованию специальных операций Сухопутных войск США. Всего было поставлено 62 таких вертолетов;
  • Командование ВВС США объявило тендер на поставку 93 новых вертолетов, предназначенных для защиты баз стратегических МБР и эвакуации американского правительства из Вашингтона в случае возникновения угрозы войны. Новые вертолеты заменят H-1UN Huey производства Bell Helicopter;
  • Командование Вооруженных сил Новой Зеландии приняло решении о закупке шести учебно-тренировочных вертолетов A109 (производства AgustaWestland) общей стоимостью $140 млн. Они заменят учебно-тренировочные Bell Sioux;
  • Североамериканское подразделение AgustaWestland получило контракт на поставку двух AW139 для египетских ВВС. Стоимость сделки – $37,6 млн. Деньги будут выделены правительством США в рамках предоставления военной помощи Египту;
  • Компания Sikorsky Aircraft заключила контракт на поставку 15 вертолетов UH-60M Black Hawk Министерству обороны Швеции. Сумма сделки – $207,1 млн. Швеция станет первым европейским государством, получившим вертолеты этого типа;
  • Компания Lockheed Martin начала поставки новых систем целеуказания Target Sight System (TSS) для ударных вертолетов AH-1Z Cobra, которые стоят на вооружении Корпуса морской пехоты США.

На линии огня

В сфере проведения военных операций прошлый месяц начался резонансным событием –  ликвидацией в ночь с 1 на 2 мая лидера международной террористической организации «Аль-Каида» Усамы бин Ладена в пакистанском городе Абботтабад. Для нас этот инцидент интересен тем, что при уничтожении «террориста №1» американский спецназ использовал вертолеты MH-60 Black Hawk, созданные с применением технологии «стелс». В ходе операции один из этих вертолетов-невидимок был поврежден и не смог подняться в воздух, поэтому был взорван. Впоследствии Пакистан вернул обломка вертолета американской стороне.

В мае этого года ударные вертолеты Apache AH.1 из состава 656 эскадрильи 4 полка Корпуса армейской авиации Великобритании впервые в истории выполнили учебные стрельбы и ракетные пуски, базируясь на вертолетоносце Королевских ВМС «Ocean». Предполагается, что эти вертолеты будут задействованы в составе коалиционных сил для нанесения воздушных ударов по правительственным войскам М.Каддафи в Ливии.

Также стало известно, что впервые в истории БПЛА вертолетного типа MQ-8B Fire Scout ВМС США будут базироваться на суше. На протяжении года эти беспилотники будут задействованы для проведения операций в Афганистане.

Гражданские поставки

Прошлый месяц стал достаточно плодотворным для европейского производителя AgustaWestland. В частности, компания сообщила о поставке AW109 Grand оператору Liza Transport International (Буркина-Фасо). Вертолет предназначен для осуществления  VIP-перевозок. Кроме того, AgustaWestland получила заказ на поставку AW109 Power для финансово-промышленной  группы Burbank Group (Австралия). В этом же месяце европейский производитель подписал контракт на поставку AW109 GrandNew для оператора Genel Havacilik A.S. (Турция).

В свою очередь компания Sikorsky Aircraft поставила для Королевских ВВС Таиланда три транспортных вертолета S-92, изготовленных в VIP-конфигурации и оснащенных самой новой медицинской системой жизнеобеспечения LifePort. Машины предназначены для транспортировки членов таиландской королевской семьи.

В России начались продажи легких автожиров производства ООО «АвтоГиро Руссланд». В мае было продано один автожир Calidus и четыре автожира МТО Sport.

Техническое обслуживание и другие сервисы

Компания Eurocopter усилила свои позиции на вертолетном рынке Центральной Америки путем открытия нового сервисного центра в Панаме, который будет подчиняться дочернему предприятию европейского производителя – Eurocopter Mexico.

AgustaWestland объявила российский HeliClub официальным сервисным центром для своих AW139 в московском регионе. Близость к МКАД и хорошая инфраструктура с большим количеством площадок создают прекрасные условия для  обслуживания  потенциально растущего количества вертолетов компании.

Компания MD Helicopters предоставила немецкой фирме ADAC Luftfahrt Technik GmbH права для авторизованного технического обслуживания американских вертолетов в Европе. Начиная с мая 2011 года, ADAC будет производить ремонт фюзеляжей, осмотры узлов конструкции, а также продавать запчасти к вертолетам серии MD 900/902 Explorer.

Компания Saab подписала контракт с Министерством обороны Швеции на техническое обслуживание вертолетов НКР15 (Agusta 109 LUH), которые состоят на вооружении шведской армии. Стоимость сделки – $148 млн.

Информационно-аналитическая компания SkyBOOKS, входящая в американский технологический конгломерат Textron, объявила о расширении возможностей по предоставлению информации о техническом обслуживании и состоянии вертолетов семейства Ми-8/Ми-17.

Производственные вопросы

Достаточно неожиданным стало заявление первого вице-премьер-министра – министра  экономического развития и торговли Украины Андрея Клюева о намерениях украинской стороны наладить собственное производство вертолетов. «У нас производятся двигатели практически ко всем типам вертолетов, которые существуют в мире. У нас есть предприятия, которые смогут делать и корпуса, большинство узлов и агрегатов для новых украинских вертолетов. Поэтому мы просто обязаны в среднесрочной перспективе запустить их собственное производство», – отметил А.Клюев. На сегодняшний день известно, что украинское ОАО «Мотор Сич» уже ведет переговоры об организации сборки вертолетов Ми-8Т на мощностях Винницкого авиационного завода.

В прошлом месяце авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Мотор Сич» подписали соглашение о программе капитального ремонта авиадвигателей вертолетов Ми-8МТВ-1 и Ми-26. Стоимость сделки составляет около $20 млн.

Китайская корпорация AVIC и французская компания Turbomeca подписали меморандум о сотрудничестве в послепродажном обслуживании двигателей Arriel 2С, которые установлены на вертолетах Z-9 Haitun (китайский вариант вертолета AS365N Dauphin 2).

Бортовое оборудование

В мае американская компания Max-Viz сообщила о поставке 1000-ной системы улучшенного видения (EVS) с момента своего основания. Юбилейный комплект EVS-1500 был передан на завод компании AgustaWestland для установки на новеньком AW139.

Также в прошлом месяце компания Rockwell Collins сообщила, что с 2012 года авионика Pro Line 21 будет включать систему синтетического видения, которая существенно облегчит восприятие окружающей обстановки, особенно в условиях плохой видимости.

Новости операторов

Малазийский вертолетный оператор Weststar Aviation Services подписал ряд контрактов сразу с пятью крупными нефтегазовыми компаниями (Petronas Carigali, ExxonMobil Exploration and Production Malaysia, Newfield, Petrofac и Talisman Malaysia) общей стоимостью около $1,4 млрд., которые предусматривают выполнение оффшорных перевозок на протяжении ближайших 10 лет.

Норвежская нефтяная компания Statoil подписала новый контракт на обслуживание морских платформ с вертолетной компанией Bristow Norway (бывшая Norsk Helikopter). Стоимость сделки оценивается в $190 млн.

Вертолеты на службе спасения

17 мая 2011 г. холдинг «Вертолеты России» передал МЧС РФ спасательный вертолет с медицинским модулем Ка-32А11ВС. Торжественная церемония передачи вертолета с участием министра МЧС России Сергея Шойгу и генерального директора холдинга «Вертолеты России» Д.Петрова состоялась на IV Международном салоне «Комплексная безопасность-2011» в Москве. Всего к 2020 г. «Вертолеты России» должны поставить для вертолетной группировки Управления авиации МЧС Российской Федерации 62 легких и 123 средних вертолета.

Также в мае компания AgustaWestland объявила о подписании контракта на поставку AW139 Агентству по ликвидации пожаров и последствий стихийных бедствий Японии (японский аналог российского МЧС).

Компания American Eurocopter передала четвертый по счету ЕС145 медицинскому центру «Гейзингер» (Geisinger Medical Center) в городе Денвилл (штат Пенсильвания, США) в рамках программы Life Flight.

Полицейские вертолеты

В начале мая этого года в китайском городе Шэньчжэ́нь состоялась торжественная церемония передачи вертолета AW139 местному полицейскому департаменту. На церемонии присутствовали представители компаний-производителей Avic International (Китай) и AgustaWestland (Италия, Великобританя).

Администрация округа Лос-Анджелес (штат Калифорния, США) одобрила приобретение местной полицией трех бывших в употреблении AS332 L1 Super Puma производства Eurocopter. Вертолеты заменят ныне эксплуатирующиеся Sikorsky H-3 Sea Kings.

Компания Eurocopter Canada Limited (ECL) передала полиции канадской провинции Онтарио два вертолета нового поколения ЕС135. Машины заменят вертолеты AS355F2.

Вертолеты и люди

В соответствии с ранее оглашенным планами, в мае прошли кадровые перестановки в топ-менеджменте компании AgustaWestland. Так, 4 мая 2011 г. Джузеппе Орси, ранее занимавший должность генерального директора AgustaWestland, приступил к исполнению обязанностей главы производственного конгломерата Finmeccanica. В конце месяца на его место был назначен Бруно Спагнолини, который с 2004 года занимал должность главного операционного директора AgustaWestland.

Происшествия и безопасность полетов

10 мая 2011 г. в немецком городе Баден-Вюртемберг разбился полицейский вертолет, который осуществлял поиски 77-летней женщины, пропавшей из дома престарелых. Двое пилотов и еще одна сотрудница полиции получили тяжелые ранения. Причины аварии выясняются Федеральной службой расследований аварий на воздушном транспорте.

27 мая 2011 г. рядом с поселком Ясный в Туркменском районе Ставрополья упал сельскохозяйственный вертолет МИ-2. Причиной крушения могла стать ошибка пилота или неисправность воздушного судна, занимавшегося опрыскиванием полей.

В прошлом месяце в восточной афганской провинции Пактика разбился военный вертолет НАТО. Марка вертолета не указана. Судно упало вблизи границы с Пакистаном и сгорело. Члены экипажа были эвакуированы войсками коалиции.

Также в мае вблизи иранского города Исфахан разбился вертолет AH-1 Cobra Вооруженных сил Ирана. В результате крушения погибли пилот вертолета и его помощник. Причиной падения вертолета могли стать технические неполадки.

Таким образом, май 2011 года прошел «под знаком России», поскольку все внимание мировой вертолетной общественности было приковано к четвертой международной выставке «HeliRussia». В ходе этого знакового события российские производители заявили о своих амбициозных планах увеличения объемов производства военных и гражданских вертолетов, а иностранные компании засвидетельствовали возрастающий интерес к вертолетному рынку России.


Комментарии (0)


Видео