Вход по Email-адресу

Вход через социальные системы

Вы можете авторизоваться на сайте через следующие системы:

YandexGoogleVkontakteMailru

23.06.2017 Стоимость услуги «Санитарная Авиация»: Дежурство и летные часы

Автор: АВИ
Дежурство и летные часы Дежурство и летные часы

Разработка и опыт применения финансовой модели «Санитарной авиации» компанией HeliMed (подразделение ЗАО «Русские вертолетные системы») для медицинского вертолета «Ансат».

Оказание экстренной медицинской помощи населению – приоритетная задача здравоохранения. Одним из оперативных способов ее решения, в том числе для труднодоступных регионов в России, является применение санитарной авиации.

В режиме повседневной деятельности система санитарной авиации включает в себя несколько направлений:

  • оказание экстренной медицинской помощи;

  • проведение медицинской эвакуации в догоспитальном периоде и межбольничной медицинской эвакуации в госпитальном периоде;

  • доставка медицинских специалистов, препаратов крови и медицинских грузов и т.д.

Существующая практика оказания данного вида услуг базируется на обширном международном опыте, который говорит в пользу предоставления авиационными операторами услуг полного цикла.

Эти услуги включают в себя компоненты ежедневного либо круглосуточного дежурства силами оператора, бесперебойную техподдержку воздушных судов, участвующих в санитарных миссиях, задействование нескольких смен экипажей и координации диспетчерской службы с органами управления воздушного движения и региональными специализированными медучреждениями.

Принятие решения о приобретения санитарно-авиационных услуг у государственных и частных авиакомпаний в первую очередь основывается на их стоимости. Формирование и калькуляция этой стоимости имеет несколько методических и концептуальных особенностей, разъяснению которых посвящена данная статья.

Существует расхожее представление о том, что калькуляцию данного вида авиационных услуг можно свести к расчету летного часа, как при расчете любых прочих авиационных услуг.

Однако применительно к услугам санитарной авиации такой подход нарушает логику процесса как в юридическом, так и фискальном смыслах и не отражает суть деятельности оператора при оказании этих услуг, что в конечном итоге может вывести авиакомпанию за рамки правового поля.

Дело в том, что согласно бюджетным требованиям заказчик (в данном случае структуры здравоохранения) обязан оплачивать исключительно оказанные услуги. Поэтому используемое в настоящее время авиакомпаниями базовое понятие «гарантированного налета» не может быть применено в данном случае. Оплата неоказанных услуг является поводом для последующих разбирательств и претензий со стороны Счетной палаты.

Методика расчета стоимости услуг санитарной авиации, применяемого компанией HeliMed, основывается на существующих отраслевых стандартах по организации вертолетных санитарных служб как в западных странах (Германия, Франция, Канада), так и на территории стран участниц СНГ (в частности, Республика Казахстан, где несколько лет назад по данной тематике были приняты соответствующие нормативные документы).

Для начала поясним из чего структурно состоит услуга санитарной авиации, включенная в Государственный контракт, и каким образом можно обеспечить работу по несению дежурства.

  • Первая структурная часть услуги – это ежедневное или круглосуточное дежурство с обеспечением 20-минутной гарантированной готовности вылета вертолета по экстренному вызову, полная техническая готовность конкретного специализированного борта и экипажа.

  • Вторая часть – выполнение летного задания, которое фактически и может быть привязано к стоимости летного часа.

Часы дежурства и летные часы при окончательных расчетах взаимовычитаются: при увеличении летных часов часы дежурства сокращаются и наоборот.

Очевидно, что услуги несения дежурства с обеспечением бесперебойной готовности техники и экипажа недопустимо вносить в стоимость летного часа, поскольку это идет вразрез с логикой оказания данного вида услуг.

Алгоритм расчета подразумевает разделение статей расходов на условно-постоянные, привязанные к круглосуточным дежурствам, поддержанию лентой годности, расходы периода, а также часть постоянных производственных и накладных расходов; и на условно-переменные расходы, привязанные непосредственно к выполнению полетных заданий, то есть собственно, санитарных миссий.

Надо отметить, что вертолет «Ансат» в медицинской конфигурации был сертифицирован два года назад – в 2015 году.

Медицинский «Ансат» во многих практических смыслах новый вертолет, и его эксплуатантам неоднократно еще предстоит уточнять величину затрат на техническое обслуживание, поддержание летной годности и, в конечном итоге, стоимости летного часа по результатам выполнения различных санитарных миссий в течение нескольких сезонов в разные времена года.

Несмотря на то, что у проектировщиков и первых эксплуатантов медицинских вертолетов «Ансат» есть сравнительные данные по одноклассникам (двухдвигательным медицинским вертолетам производства Airbus Helicopters и Bell Helicopter сходной взлетной массы), оригинальные летно-технические характеристики нового вертолета, а также ряд особенных условий эксплуатации, как в части климатических условий, так и организации полетов, предполагают существенные поправки к финансовой модели применения санитарных вертолетов в России в целом и к расчетам по новинке отечественной вертолетной отрасли в частности.

В конечном итоге, базовые расчеты могут изменяться и дополняться в зависимости от региона и условий эксплуатации техники.

Таблица 1. Статьи расходов стоимости услуг санитарной авиации

п/п

Статья расходов

I

Стоимость часа дежурства (условно-постоянные расходы)

1

Стоимость приобретения воздушного судна

2

Оплата труда персонала эксплуатанта, в том числе:

2.1

Летный состав

2.2

Инженерный состав

2.3

Административно-управленческий персонал

3

Производственные расходы в назначенном аэропорту, в том числе:

3.1

Опробование авиадвигателей воздушного судна при техническом обслуживании

3.2

Доставка экипажей и персонала к месту базирования

3.3

Расходы на плановую тренировку и подготовку персонала

3.4

Базирование воздушного судна (стоянка, суточное размещение)

4

Дополнительные расходы, в том числе:

4.1

Страхование жизни и здоровья экипажа воздушного судна, ответственности перед третьими лицами и пассажирами

4.2

Медицинское обслуживание

4.3

Периодическое обслуживание и поверка медицинского комплекса, входящего в состав медицинского модуля

5.

Накладные расходы

6.

Налоги, в том числе:

6.1

Социальные налоги

6.2

Налог на имущество

II

Стоимость летного часа (условно-переменные расходы)

7

Производственные расходы летных часов, в том числе:

7.1

Поддержание летной годности

7.2

Оперативное техническое обслуживание

7.3

Периодическое техническое обслуживание

7.4

Аэропортовые расходы, аэронавигационное обеспечение, авиа метеорологическое обслуживание

7.5

Стоимость авиаГСМ

7.6

Обеспечение заправки

 

Расчет стоимости часа дежурства

Ключевая статья условно-постоянных расходов медицинского вертолета «Ансат» – оплата стоимости приобретения и страхование воздушного судна, которая учитывается либо размером амортизационных платежей, либо размером лизинговых платежей. По соглашению с лизинговой компанией платежи по страховому полюсу КАСКО включены в лизинговые платежи (п/п 1).

Далее в перечне условно-постоянных расходов идет оплата персонала эксплуатанта, в том числе: летного состава (п/п 2.1), инженерного состава (п/п 2.2), а также оплата труда административно-управленческого персонала (п/п 2.3) санитарного комплекса в части деятельности, связанной с производством.

Отметим важный момент. Государственный контракт предусматривает оказание авиационных услуг в круглосуточном режиме, что подразумевает организацию и обеспечение несения дежурств и является неотъемлемой частью производственного процесса. Для осуществления круглосуточного дежурства в соответствии с Трудовым кодексом РФ предусмотрена ротация шести летных экипажей по два человека. Минимальное количество летного состава для обеспечения круглосуточного дежурства в профессиональной компании определяется продолжительностью дежурства и опирается на положения ФАП №139 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации». Иные основания при оценке количества летного и техсостава недопустимы и чреваты нарушениями в сфере безопасности полета и жестко контролируются структурами Минтранса.

К разделу условно-постоянных расходов в назначенном аэропорту относятся расходы на опробование авиадвигателей при техническом обслуживании (п/п 3.1), доставка экипажей к месту базирования (п/п 3.2), расходы на плановую тренировку и подготовку персонала (п/п 3.3), собственно, базирование (стоянка, суточное размещение) (п/п 3.4) и ряд дополнительных расходов, куда следует отнести страхование жизни и здоровья экипажа воздушного судна, страхование ответственности перед третьими лицами и пассажирами (п/п 4.1), медицинское обслуживание (п/п 4.2).

Опробование авиадвигателей при техническом обслуживании не случайно выделено в отдельный пункт (п/п 3.1), поскольку при выполнении технического обслуживания возникает необходимость в запуске двигателей на земле (так называемая «газовка»). Так как полет не выполняется, то к оценке затрат не может быть применимо понятие летного часа, возникающие затраты по расходу горюче-смазочных материалов оцениваются отдельно.

Летному составу необходимо один раз в 6 месяцев проходить углубленный медосмотр и один раз в год ВЛЭК, что учитывается статьей расходов по медицинскому обслуживанию (п/п 4.2).

Еще один пункт условно-постоянных расходов – периодическое обслуживание и поверка медицинского комплекса, входящего в состав медицинского модуля (п/п 4.3). Эти расходы связаны с работой сертифицированных компаний по обслуживанию медицинского вертолета.

Так же в этом разделе учитываются накладные расходы компании (п/п 5), куда входят затраты на наземное оборудование и технику, компьютеры и коммуникацию, содержание и эксплуатацию производственных зданий, расходы на оплату сертификата летной годности и сертификата регистрации ВС и налоги (п/п 6.).

Перечень всех условно-постоянных расходов позволяет скалькулировать основную операционную ставку компании, обслуживающей и эксплуатирующей медицинский вертолет – стоимость одного часа дежурства.

Расчет стоимости летного часа

Оценка расходов компании, выполняющей авиационные санитарные миссии, через калькуляцию летного часа учитывает расходы по поддержанию летной годности (п/п 7.1), оперативного (п/п 7.2) и периодического технического обслуживания воздушного судна (п/п 7.3), расходов на авиаГСМ (п/п 7.4), обеспечение заправки, аэропортовые расходы, расходы на госуслуги по аэронавигационному обслуживанию (АНО) и авиаметеорологическое обслуживание (п/п 7.5).

Расходы по поддержанию летной годности подразумевают выполнение бюллетеней, доработок, директивных распоряжений завода изготовителя авиадвигателей и других видов оборудования.

Расходы на оперативное техническое обслуживание рассчитываются исходя из стоимости материалов, необходимых для подготовки воздушного судна к полету, а так же послеполетное обслуживание воздушного судна.

Периодическое техническое обслуживание влечет за собой расходы на дополнительное использование оборудования, закупку дополнительных материалов, а так же привлечение сторонних организаций для выполнения различных видов периодического технического обслуживания, а также на приобретение и замену агрегатов по истечению их летного ресурса.

Стоимость авиаГСМ определяется, исходя из норматива расхода топлива и горюче-смазочных материалов на конкретному типу воздушного судна и стоимости топлива. Например, расход топлива (авиационный керосин ТС-1) вертолета «Ансат» при рекомендованной крейсерской скорости  должен составлять не более 190 кг/ч.

В расходах отдельно прописывается обеспечение заправки. Поскольку тариф по этому пункту устанавливается за предоставление целого комплекса услуг по обеспечению заправки ВС авиационным топливом, включая предоставление персонала и технических передвижных и/или стационарных средств для заправки воздушного судна, а также аэродромного контроля качества авиационного топлива.

В стоимость авиаГСМ предприятиями эксплуатирующими авиатехнику может быть включена стоимость (п/п 7.6) организации заправочных комплексов в труднодоступных регионах. Имеются в виду удаленные миссии для выполнения которых требуется дозаправка вне доступных стационарных пунктов заправки. При организации заправочного комплекса оператор вправе включить эти расходы в стоимость авиаГСМ.

В итоге свод вышеописанных расчетов позволяет четко фиксировать в общей структуре расходов долю каждого компонента затрат в стоимости одного летного часа, ежемесячной стоимости и, наконец, годовой стоимости оказания комплексных услуг по оказанию регулярных услуг авиационной медицинской помощи.

Условиями контракта с заказчиком услуг санитарной авиации оговаривается количество летных часов в течение месяца, соответственно, стоимость летного часа рассчитывается исходя из объема гарантированного налета.

Превышение предзаказанного объема налета оговаривается особо и становится предметом допсоглашений между сторонами.

Представленная финансовая модель стоимости услуги «Санитарная авиация» демонстрирует, что применение авиационного транспорта при оказании экстренной медицинской помощи и проведении медицинской эвакуации целесообразно организовать в варианте организованной структуры на базе компании оператора вертолетных услуг, способной обеспечить полноценное техническое сопровождение при выполнении регулярных санитарных миссий в условиях российской эксплуатации медицинских вертолетов «Ансат» как при обслуживании потребностей мегаполисов, так и при региональном обеспечении двух-трех регионов одновременно.

 

Максим Гончар, главный аналитик компании ЗАО «РВС»

Материал подготовлен при содействии специалистов холдинга «Вертолеты России», ОАО НПК «ПАНХ» и авиакомпании «ЮТэйр»


Комментарии (0)