Вход по Email-адресу

Вход через социальные системы

Вы можете авторизоваться на сайте через следующие системы:

YandexGoogleVkontakteMailru

11.12.2017 Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля: Юбилей без намека на отдых

Автор: Герман Спирин

Сегодня конструкторское бюро Миля, или, как оно называется официально, «Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля», расположенное в Подмосковье, является одним из важнейших интеллектуальных активов российской вертолетной отрасли, «алмазом в короне» холдинга «Вертолеты России». Здесь ведутся опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, проектирование и испытание опытных образцов вертолетов. Специалисты МВЗ курируют внедрение в серийное производство новых моделей и модификаций вертолетной техники марки «Ми», ведут сопровождение эксплуатации вертолетов гражданского и военного назначения. И здесь, как говорится, работы хватает с лихвой, а за свою историю конструкторское бюро завода спроектировало более десятка основных моделей вертолетов от легкого до сверхтяжелого классов. Мало того, сегодня вертолеты «Ми» составляют основу вертолетной авиации России, а также в более чем 80 странах мира.

 

Новый вертолет каждые пять лет

А начиналось все с ОКБ, основанного Михаилом Леонтьевичем Милем в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12 декабря 1947 года. Созданное на основе вертолетной лаборатории ЦАГИ конструкторское бюро сначала располагалось на территории авиазавода №82 в Тушино. Здесь появился на свет первенец ОКБ – Ми-1.

И только в 1951 году после принятия Правительством решения о создании в СССР вертолетной промышленности ОКБ Миля получило в свое распоряжение старейший в нашей стране специализированный вертолетостроительный завод №3 в Сокольниках, который тут же был переименован в Государственный союзный авиационный завод №329. Здесь были созданы вертолеты Ми-4, Ми-6, Ми-10, В-7, Ми-2 и Ми-8.

Фото: МВЗ им. М.Л. Миля

Свое современное название – Московский вертолетный завод (МВЗ) предприятие получило в 1967 году после рассекречивания. А в 1970-м ему было присвоено имя М. Л. Миля. К этому времени построенный комплекс опытного производства и лаборатории наземно-стендовых испытаний МВЗ в подмосковных Панках и летно-исследовательская станция, оснащенные современным оборудованием, позволили коллективу ОКБ создать настоящие авиационные шедевры: вертолеты Ми-12, Ми-14, Ми-24, Ми-26, Ми-28 и Ми-34, а также многочисленные модификации ранее построенных моделей.

Фото: МВЗ им. М.Л. Миля

 

Залог успеха – движение вверх и вперед

«Милевский» коллектив, переживающий вместе со страной успехи и невзгоды, всегда держал марку ведущего вертолетостроительного объединения. Так в постперестроечные годы, несмотря на тяжелейшие условия кризиса, сотрудники предприятия создавали перспективные модели вертолетов Ми-28Н и Ми-38.

Вообще история МВЗ богата примерами смелых конструктивных решений, которые находили применение и служили основой для будущих уникальных разработок. Кстати, во многом знакомый всем облик современного вертолета сформировался благодаря работе специалистов именно этого КБ. Оригинальные конструкторские находки нередко служили поводом для разработки других вертолетных технологий, которые сегодня реализуются как в России, так и в других странах, обладающих собственными мощностями для разработки и производства вертолетов.

При этом каждый вертолет, рожденный в ОКБ имени Миля, по сути, становился этапом большого пути, отмеченного новаторством и желанием сделать отечественную технику лучшей в мире. Во-многом, «милевцам» это удавалось.

 

Создание легенд – стиль МВЗ

Построенный в 1948 году легкий вертолет Ми-1 фактически положил начало отечественному вертолетостроению и вертолетной авиации. Срочное задание руководства страны по созданию транспортного многоместного вертолета, выполненное всего лишь за год дало стране современный Ми-4, на котором были отработаны многочисленные новые и уникальные области использования винтокрылых аппаратов, включая воздушный монтаж, перевозку пассажиров и техники, тушение пожаров, борьбу с подводными лодками противника, траление и установку мин, огневую поддержку наземных войск и многое другое.

Фото: МВЗ им. М.Л. Миля

Фото: МВЗ им. М.Л. Миля

Накопленный при создании Ми-4 опыт позволил ОКБ Миля приступить к проектированию газотурбинного тяжеловоза Ми-6, который в момент своего создания в 1957 года превзошел по грузоподъемности все известные винтокрылые машины мира. Этот факт позволил МВЗ получить статус мирового лидера в области создания тяжелых и сверхтяжелых вертолетов, который он сохраняет по сей день.

Фото: МВЗ им. М.Л. Миля

Создатель легенды – такой статус ОКБ имени Миля по праву получил еще в 1961 году, когда в небо впервые поднялся сконструированный по инициативе ОКБ однодвигательный В-8 (предшественник Ми-8). Михаил Леонтьевич, чтобы избежать сложных согласований «наверху», которых полностью устраивала имеющаяся линейка, выдал разработку принципиально новой машины за одобренную доработку Ми-4. До сих пор являясь основной вертолетной авиации России и ряда других стран, «восьмерка» не перестает удивлять своим модернизационным потенциалом. «Рабочая лошадка» Ми-8 стала легендой и своего рода визитной карточкой советского, а затем и российского вертолетостроения. И сегодня винтокрылые воздушные суда линейки Ми-8/17 производится крупными сериями на Казанском вертолетном заводе и на Улан-Удэнском авиационном заводе. Эти вертолеты считаются мировыми рекордсменами по числу модификаций и вариантов.

Фото: МВЗ им. М.Л. Миля

В 1967 году в ОКБ была проведена работа по созданию сверхтяжелой машины В-12. Она, взявшая вес в 40 тонн, не имеет аналогов до настоящего времени. Среди тяжеловозов марки «Ми» мировую известность и признательность авиаторов получил еще один выдающийся вертолет – Ми-26, созданный в 1977 году под руководством ученика и преемника Миля – Марата Тищенко. Разработанные при создании винтокрылого гиганта принципиально новые методы проектирования и расчетов, позволили обеспечить летательному аппарату высокие характеристики, в том числе по грузоподъемности и производительности. Стоит признать, что машин, аналогичных Ми-26, до сих пор не выпускает ни одна из всемирно известных вертолетостроительных компаний.

Воинами с большой буквы сегодня в мире называют боевые вертолеты, разработанные в ОКБ имени Миля. Среди них – транспортно-боевой вертолет типа Ми-24/35, совершивший первый полет в 1969 году, а также Ми-28Н – ударный боевой вертолет. Своевременно модернизируемые, сегодня эти вертолеты являются грозным средством на поле боя.

 

На переднем крае вертолетостроения

Можно еще долго перечислять разработки и опытные образцы вертолетной техники, вышедшей из ворот Московского вертолетного завода. Дело в том, что МВЗ за время своего существования создал более 15 основных моделей вертолетов, а также более 200 разнообразных модификаций винтокрылых воздушных судов, которые используются как коммерческими операторами, так и силовыми ведомствами. Но время идет вперед и задел конструкторских решений, помноженный на современную конструкторскую мысль, первоклассное оснащение позволяют ОКБ имени Миля оставаться на переднем крае создания новой перспективной техники.


Комментарии (0)


Видео