Вход по Email-адресу

Вход через социальные системы

Вы можете авторизоваться на сайте через следующие системы:

YandexGoogleVkontakteMailru

07.09.2018 Экстренная медицина в действии

Вступившие в силу 20 июня этого года поправки в правила работы скорой помощи создали ряд дополнительных предпосылок для успешного функционирования современной российской службы санитарной авиации. Теперь бригады скорой помощи обязаны доставлять пациента не просто в ближайшую больницу, а в профильное отделение, где ему будет оказана вся необходимая помощь. В результате принятия поправок значительно повысились требования к оперативности доставки как медицинского персонала к пациенту, так и пациента в лечебное учреждение.

Учитывая географические и климатические факторы, а также существующие в отдельных регионах страны проблемы, связанные с транспортной инфраструктурой и малой плотностью населения, наиболее оптимальным и эффективным способом выполнения медицинских задач становится специализированный санитарный вертолет.

Однако, еще за год до поправок, в стране  с успехом стартовал приоритетный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации» и продемонстрировал высокую степень готовности и заинтересованности операторов, медиков, региональных властей в развитии этого сектора авиационной отрасли. 

Одними из пионеров проекта, принимавшими вместе с координаторами из профильных ведомств активное участие в обсуждении формата новой санитарной авиации, стали АО «Русские Вертолетные Системы». Компания начала предоставлять услуги санитарной авиации с 1 июня 2017 года.

Пилотной для «РВС» в качестве оператора санавиации стала Волгоградская область, затем последовали победы в тендерах на оказание санитарно-авиационных услуг в Курганской и Псковской областях.

Во всех этих регионах были построены центры постоянного базирования для медицинских вертолетов, оснащенные современным оборудованием и позволяющие осуществлять ночные старты/посадки, а также оперативное техническое обслуживание вертолетной техники.

Сегодня «РВС» накоплен богатый опыт эксплуатации вертолетов «Ансат» в различных географических и климатических условиях. Медицинские вертолеты компании выполняют санитарные мисси в Северо-Западном, Приволжском, Южном и Уральском Федеральных округах.

В конце июля этого года парк компании «Русские Вертолетные Системы» пополнился новым медицинским вертолетом. Борт RA-20013 был передан оператору в рамках подписанного 6 декабря 2017 года контракта между «РВС» и «ГТЛК» на поставку 6 новых медицинских вертолетов «Ансат» в 2018 году. Таким образом, «Русские Вертолетные Системы» стали крупнейшим гражданским эксплуатантом вертолетов данного типа. На данный момент в парке компании 8 вертолетов «Ансат», 7 из которых – в медицинской версии, а также 1 борт в VIP исполнении. Всего до конца 2018 года в парке компании будет, как минимум, 11 вертолетов данного типа.

Благодаря сформированной специалистами «Русских Вертолетных Систем» современной и эффективной системы региональной санитарной авиации в ряде регионов время помощи пострадавшим сократилось в 3-4 раза.

 

Курганская летопись

Чуть более года назад, 2 августа 2017 года медицинский вертолет компании АО «Русские Вертолетные Системы» совершил первый вылет по санитарному заданию в Курганской области. Экипаж в составе командира Бочарникова Степана Григорьевича и второго пилота Ухлова Михаила Сергеевича вылетел за молодым человеком 22 лет с острым нарушением мозгового кровообращения. Пациент был оперативно доставлен из Мокроусовской ЦРБ в Курганскую областную клиническую больницу, где получил квалифицированную медицинскую помощь. Так началась работа авиамедицинских бригад, которая позволила оказывать современную медицинскую помощь жителям самых отдаленных районов области.

Чаще всего вертолеты санавиации эвакуировали пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения, острым инфарктом миокарда, а также с травмами и отравлениями, в том числе и при ДТП. Всего за год было совершенно 342 вылета и эвакуировано 330 пациентов, из них 68 детей, в том числе 29 детей возрастом до года.

Применение современных отечественных легких медицинских вертолетов и развитие инфраструктуры санитарной авиации позволило значительно повысить оперативность предоставления медицинской помощи в регионе и создать «дороги жизни» от самых удаленных районов Курганской области к центральным региональным медицинским учреждениям, где пациентам могут оказать квалифицированную помощь. Специалистами АО «Русские Вертолетные Системы» в регионе было обустроено 19 вертолетных площадок, 11 из которых находятся на территории медицинских учреждений. Оборудование площадок современными светотехническими средствами позволило эксплуатировать санавиацию круглосуточно, что существенно позволило расширить возможности экстренного медицинского реагирования в ночное время.

Созданная, при взаимодействии «РВС» и ГБУ «Курганский областной центр медицины катастроф», инфраструктура и комплексная система реагирования на экстренные ситуации позволила сократить время оказания специализированной медицинской помощи более чем в 2 раза, а также добиться значительного (более чем в 2 раза) сокращения времени пребывания пациента на межгоспитальном этапе. Помимо этого, более чем в 3 раза уменьшилось время занятости бригад специализированной помощи, что, в свою очередь, позволило увеличить количество выездов и вылетов, а, следовательно, и объем оказанной помощи в 2 раза.

По словам директора ГБУ «КОЦМК» Шумаева А.Ю., благодаря плотному и эффективному взаимодействию с АО «Русские вертолетные системы», на территории ГБУ «КОЦМК» создан первый в стране «Вертолетный центр оперативной медицины», который состоит из обособленного подразделения «Курган» АО «РВС» и бригад Центра Медицины Катастроф. Это позволяет осуществлять вылеты в максимально сжатые сроки. Отдельно стоит отметить и социальный фактор – комплексный подход к развитию санитарной авиации вместе с АО «РВС» позволил не только своевременно оказывать медицинскую помощь, но и создать новые высокотехнологичные рабочие места в регионе. Мы ожидаем, что озвученные Компанией планы по созданию «Уральского хаба санитарной авиации», получат свое продолжение, что позволит значительно повысить доступность качественных и современных медицинских услуг для жителей Курганской области и близлежащих регионов.

При реализации проекта «Курганского вертолетного центра оперативной медицины» АО «РВС» инвестировали 15 миллионов рублей собственных средств. Это позволило впервые в России обеспечить дежурство сразу двух современных медицинских вертолетов «Ансат». Эксплуатация легких вертолетов позволяет существенно снизить расходы регионального и федерального бюджетов и увеличить количество летных часов, и, как следствие, эвакуировать большее число пациентов.

 

Псковская статистика

За 4 месяца 2017 года вертолетами АО «РВС» было перевезено 76 больных. За первые 6 месяцев 2018 года была осуществлена транспортировка 66 больных. В 2018 году ожидается доставка порядка 130 человек нуждающихся в экстренной медицинской помощи.

По информации директора обособленного подразделения «Псков» АО «Русские Вертолетные Системы» Андрея Александрова, более 50% перевезенных больных– пациенты с сосудистой патологией, острым инфарктом миокарда, острым коронарным синдромом, острым нарушением мозгового кровообращения. Пациентам с такими заболеваниями требуется срочная госпитализация и правило «Золотого часа» в таких ситуациях особенно актуально.

Заказчику ежедневно предоставляются отчеты по выполненным заявкам и дежурству. Перед началом дежурства осуществляется информирование заказчика о метеоусловиях по районам полетов. С начала работы в 2017 году подразделению «Псков» удалось значительно повысить эффективность взаимодействия с соответствующими службами, и, как результат, избежать потери времени.

За час до заступления на дежурство инженерно-технический персонал (ИТП) готовит вертолет к полетам, пилоты изучают метеообстановку, введение зон ограничения полетов по возможным маршрутам. Как правило, экипаж готов вылететь более оперативно, чем предусмотрено нормативами. В этих условиях у летного состава и ИТП нет возможности заниматься другими делами. В свободные от дежурства дни пилоты и ИТП занимаются профессиональной подготовкой и проведением необходимых периодических работ на вертолете.

Обособленному подразделению «Псков» АО «Русские Вертолетные Системы» была поставлена задача навести «медицинский мост» для жителей двух островов на Псковском озере, чтобы обеспечить им получение оперативной и квалифицированной медицинской помощи. Во время ледостава и ледохода связь с островами осуществляется только посредством вертолета. Подразделением были подобраны и облетаны площадки на островах, налажена постоянная связь с администрацией.

 

Инфраструктура, модернизация, обучение

Комплексное обновление инфраструктуры санавиации в регионах ответственности «РВС» позволило эвакуировать вертолетами уже более тысячи человек. Специалисты «РВС» подобрали и оборудовали свыше 70 вертолетных площадок для эксплуатации в интересах санавиации.

На момент подготовки этой публикации общее число спасенных составило 1027 человек.  В 2017 году эвакуировано вертолетом – 410 человек, в 2018 году – 617.

Совместно с АО «Вертолеты России» и «Казанским вертолетным заводом» постоянно проводятся работы по модернизации «Ансата» с целью улучшения его характеристик и повышения безопасности полетов. Наработан уникальный опыт эксплуатации вертолета в самых разнообразных климатических условиях, подготовлены десятки специалистов и создано множество высокотехнологичных рабочих мест.

По словам Михаила Маслова, технического директора компании, продолжается взаимодействие с разработчиком вертолетов ПАО «Казанский Вертолетный Завод» в части модернизации вертолета и изменению его технической документации для упрощения и удешевления эксплуатация вертолета «Ансат».

«С учетом наших рекомендаций была разработана модернизированная версия вертолета, которая была представлена на стенде нашей компании на «XI Международной выставке вертолётной индустрии «HeliRussia 2018». В модернизированной версии вертолета существенно возрос процент композитных элементов – это полностью композитная кабина пилотов, боковые панели и стабилизатор. Для экстренной эвакуации пациентов был увеличен проем заднего люка, что позволяет сократить время погрузки пациента на борт. На вертолете установлен новый отечественный пилотажно-навигационный комплекс и метеолокатор», – сообщил технический директор АО «РВС».

Сегодня российские операторы выполняем полеты на новом современном российском вертолете «Ансат» с медицинским модулем, соответствующем по оснащенности реанимобилям класса С. В 2018 году специалисты инженерно-технического состава «РВС»  впервые в России провели работы по расширению эргономических возможностей медицинского модуля для эвакуации двух носилочных пострадавших, что позволило существенно повысить возможности санитарной версии «Ансата».

Подготовка пилотов и инженерно-технического состава вертолетов «Ансат» осуществляется в собственном авиационном учебном центре «Русских Вертолетных Систем». За время работы центра было подготовлено более 40 пилотов и 50 специалистов инженерно-технического состава для вертолетов этого типа. И на сегодня АУЦ «РВС» является единственным сертифицированным учебным заведением по подготовке пилотов и техников для вертолетов «Ансат». Летный и инженерно-технический состав компании обладает передовым и наиболее полным, среди гражданских эксплуатантов, опытом в эксплуатации и обслуживания вертолетов «Ансат».

В качестве предварительного итога хотелось бы отметить, что в настоящий момент для использования в санитарной авиации вертолетов «Ансат» имеется целый ряд объективных причин. Сегодня это наиболее современная отечественная машина, которая, в силу своих уникальных характеристик, позволяет использовать ее максимально гибко, закрывая большинство потребностей при выполнении широкого круга авиационных работ.

Вертолет производства «Казанского вертолетного завода» изначально приспособлен к эксплуатации в специфичных российских условиях и, обладая оптимальными массогабаритными характеристиками, обладая «лыжным шасси», вертолет позволяет более гибко подходить к выбору места посадки. «Ансат» может, в отличие от вертолетов более тяжелого класса (например, Ми-8/Ми-171), совершать посадку в непосредственной близости как к месту эвакуации, так и практически вплотную к лечебным учреждениям, куда осуществляется транспортировка пациента. Что, в итоге, приводит к экономии столь ценного в экстренных ситуациях времени.

Немаловажным для медиков является и тот факт, что сегодня «Ансат» –  рекордсмен в своем классе по объему кабины. Это позволяет медицинскому персоналу не только с комфортом разместиться в салоне, но обеспечить более полный доступ к пациенту во время полета и, как следствие, дает возможность более эффективно осуществлять мониторинг состояния и более полно оказывать специализированную медицинскую помощь. 

Действующая сегодня государственная программа по развитию санитарной авиации наглядно продемонстрировала емкость и возможности внутреннего рынка авиауслуг в стране, эффективность и многовекторность любого подобного отраслевого драйвера. Собственно, сама программа позволила впервые с момента распада СССР восстановить на значительной территории России эффективную работу санитарной авиации, что обеспечило возможность спасения тысяч жизней наших сограждан.


Комментарии (0)


Видео