Вход по Email-адресу

Вход через социальные системы

Вы можете авторизоваться на сайте через следующие системы:

YandexGoogleVkontakteMailru

Круглый стол по проблемам реализации систем управления безопасностью полетов в авиапредприятиях

4 октября 2018, Южно-Сахалинск, АО "Авиашельф"

Организатор:  Комитет по безопасности полетов на вертолетах (КБПВ АВИ)

 

4 октября 2018 года, на базе АО «Авиашельф» под эгидой комитета по безопасности полетов на вертолетах Ассоциации Вертолетной Индустрии прошло заседание круглого стола по вопросам безопасности полетов, в котором приняли участие, кроме принимающей стороны, представители входящих в АВИ компаний АО НПК «ПАНХ» и АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги».

Основой дискуссии стал анализ экспертами ассоциации состояния дел по следующим вопросам безопасности полетов на вертолетах:

  • Практика функционирования СУБП;
  • Краткий анализ катастроф на вертолетах Ми-8 и культура безопасности;
  • Практическое применение HOMP (Helicopter Operations Monitoring Programme).

В последние годы в Российской Федерации наличие у поставщика авиационных услуг функционирующей системы управления безопасностью полетов (СУБП) стало обязательным требованием. Существует большое количество требований, рекомендаций и методических материалов о том, что должна включать в себя СУБП, какие элементы должны присутствовать. Однако, очень сложно найти практические пособия о том, как все эти элементы СУБП должны работать и что именно нужно сделать, чтобы СУБП не заключалась не только в наличии необходимой документации, а стала действенным и эффективным инструментом эффективного управления конкретными рисками безопасности полетов.

 В ходе заседания круглого стола АО «Авиашельф» представила участникам свою программу управления рисками безопасности полетов (УРБП) от выявления факторов опасности и их оценки до этапов подтверждения эффективности разработанных средств контроля рисков.

В качестве основной концепции оценки уровня риска в АО «Авиашельф» был представлен текущий индекс риска, основанный не на вероятности небезопасного события, а на оценке качества системы контроля опасного фактора.

Представителем АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» был представлен анализ катастроф на вертолетах Ми-8, начиная с 2013 года. Данные по причинам катастроф указывают на то, что в подавляющем большинстве случаев к событиям приводил «человеческий фактор». Но что стоит за этим понятием? Нарушения? Ошибки? Организационные причины? Без сомнения так! Но это следствие. По мнению всех участников круглого стола, основная причина кроется в низкой культуре безопасности организации на всех уровнях.

Культура безопасности организации - это совокупность устойчивых ценностей, поведения и отношения к вопросам безопасности, разделяемых каждым членом организации.

Чем больше людей в организации воспринимают безопасность как непреходящую ценность, демонстрируя при этом соответствующее отношение к вопросам безопасности и поведение, чем шире приоритет безопасности охватывает деятельность организации, тем более позитивную культуру безопасности имеет данная организация.

По предложению представителя НПК «ПАНХ» участники круглого стола обсудили вопросы мониторинга полетов, в частности возможности программы HOMP, как одного из вариантов уже применяемых в мировой практике вертолетной индустрии.

АО «Авиашельф» в ходе обсуждения представила свою программу анализа полетных данных, основанную на многоуровневой оценке качества полетов, которая проводит анализ пороговых значений по следующим категориям:

  • Ограничения РЛЭ – опасные отклонения;
  • Пороговые значения параметров полета близкие к ограничениям РЛЭ – существенные отклонения;
  • Значения параметров полета, не являющимися существенными, но указывающими на ухудшение качества летной деятельности, которое, если не принять корректирующих мер, может привести к существенным и опасным отклонениям;
  • Значения параметров полета, не оказывающих влияние на безопасность полетов, но способных оказать влияние на удовлетворенность пассажиров условиями полета.

В качестве основной концепции оценки уровня риска в АО «Авиашельф» был представлен текущий индекс риска, основанный не на вероятности небезопасного события, а на оценке качества системы контроля опасного фактора.

Подобный подход позволяет своевременно реагировать на тенденции в качестве полетов и принимать соответствующие корректирующие меры.

Одним из обсуждаемых вопросов в этой связи был вопрос количества полетной информации, подлежащей контролю. С одной стороны, «тотальный» контроль способствует полноценному выполнению экипажем установленных процедур и соблюдению правил. С другой стороны, полный комплексный контроль выполняемых полетов требует от авиакомпаний привлечения значительных ресурсов.

По мнению всех участников круглого стола, отсутствие или неэффективность  контроля летной деятельности экипажей неизменно приводит к тяжким последствиям.

По результатам заседания круглого стола участники пришли к следующим выводам:

  • Основным направлением в вертолетной индустрии в области безопасности полетов необходимо признать развитие культуры безопасности организаций (для начала хотя бы у эксплуатантов);
  • Развитие программ мониторинга полетных данных является одним из приоритетных направлений, способствующих повышению культуры безопасности у экипажей.

 

По вопросам, поднятым на круглом столе в Южно-Сахалинске, комитет АВИ по безопасности полетов продолжит работу на заседании 22 ноября 2018 года в Казани.